Разрешена ли фотосъемка на железнодорожных вокзалах? И как бороться с произволом охраны.
Данил Снигирев, фотограф
Железнодорожный вокзал Пермь-2 — стратегический объект. По крайней мере, так утверждают все те, кто так или иначе с ним связан, поэтому фотографировать внутри категорически запрещено. Конечно, можно достать из кармана новый iPhone и тихонечко заснять все, что захочется, однако, жизнь становится намного сложнее, когда вместо этого у тебя в сумке лежит зеркальная фотокамера и ты намерен пустить ее в ход. Наперерез вам сразу же бросятся охрана, милиция, работники вокзала и бабушки, которые всегда оказываются в местах будущих заварушек. «Снимать нельзя! Нам плевать на законы, у нас тут свой закон!» — ответ на все будет один. Но давайте будем последовательны. Все далеко не так уж плохо.
Началось все с того, что московские фотографы Илья Варламов и Дмитрий Терновский решили запустить проект «Страна без глупостей». В рамках этого проекта нашлось место и фотографированию, вернее, запрету на съемку в некоторых «стратегических» местах: вокзалах, бизнес-центрах и супермаркетах. На запрос в транспортную прокуратуру «Почему нам не разрешают снимать железнодорожные вокзалы?» фотографы получили ответ: по закону любительская фото и видеосъемка разрешены, никто не имеет права препятствовать ее осуществлению.
Такая маленькая, но важная победа меня заинтересовала (да и не только меня, оказывается, подобные акции-фотоотчеты проходят по всей России, страна ведь большая, а самодуров-чиновников в ней столько, что тысячу метел сломаешь, пока весь мусор выметешь). Я вооружился своей камерой, сделал распечатки официальных разрешений от транспортной прокуратуры города Москвы и от дирекции ОАО «РЖД». Еще взял с собой друга, а то мало ли, всякое бывает.
Проходим на вокзал, рамка пищит, но никто из полицейских даже не чешется. Ладно, это дело второе. Стоим в зале, я достаю фотоаппарат и начинаю снимать. Кадров получилось не то, чтобы много, минут десять я спокойно бродил, снимал бомжей и девочку с шариком, хотел было уже подняться на второй этаж, дабы запечатлеть монументальный вид фойе, и в этот самый момент меня приняли. Полицейский сказал, что снимать нельзя, на что я спросил его: «И даже для личного пользования?»
Меня обвинили в том, что я сфотографировал все входы и выходы (а на входах и выходах, надо думать, сидят полицейские и доблестно «выполняют» свою работу), если бы в моих руках была убогая мыльница, то никто бы и не подумал меня останавливать. Мне же сказали, что у меня профессиональная зеркалка, значит я снимаю не для личного пользования. Когда достал документы, произошел примерно следующий диалог:
Полицейский: Я в другом ведомстве у меня другие законы
Я: Что законы РЖД на вас не распространяются?
Полицейский: Ты другие законы читал?
Прониклись? То ли еще будет! Дяденька искренне заботился о моем благополучии:
Полицейский: С милицией лучше не связываться ты же знаешь
Я: Знаю, но я же прав?
Полицейский: Может быть и прав, но мы сначала твою карту в микроволновке поджарим и три часа личность устанавливать будем, а потом не будет нужного специалиста на месте, а он на вызове, ну долго просидишь, понимаешь?
Но у меня на руках же еще бумага с разрешением от Самого главного мужчины в «РЖД»! И с этой штукой мы идем к заму начальника вокзала, или как там это правильно называется. Естественно, мои документы он смотреть не стал, заявив, что никаких съемок и точка. Под шумок меня аккуратно вывели с вокзала, мы с другом грустно постояли на площади, и решили, что так дело не пойдет.
Итак, что нужно делать, если вы уверены, что закон на вашей стороны, как бы пафосно это не звучало? Вы берете листок бумаги, ручку и пишете заявление в прокуратуру. В которой излагаете суть проблемы. Согласитесь, это не сложно? Через некоторое время мне пришел на руки ответ от прокуратуры Пермского края о том, что заявление рассмотрели и перенаправили в краевую транспортную прокуратуру. Еще через несколько дней со мной решил встретиться прокурор. Он рассказал мне, что дело интересное, что скептики будут посрамлены, на вокзале инициирована проверка, меня обо всем оповестят.
А потом пришел вот такой вот ответ: «Сообщаю, что Ваше обращение о законности производства фото съемки в местах обслуживания пассажиров вокзала Пермь-2 для дальнейшего использования фотографий в личных целях, поступившее в Пермскую транспортную прокуратуру из Прокуратуры Пермского края 10.05.2011, рассмотрено. По результатам рассмотрения обращения сообщаю, что Ваши доводы о нарушении работниками вокзала Пермь-2 порядка производства фотосъемки в местах обслуживания пассажиров вокзала Пермь-2 нашли свое подтверждение. В адрес начальника вокзала Пермь-2 Пермской транспортной прокуратурой направлено представление об устранении нарушений закона. С результатами рассмотрения представления Вы в праве ознакомиться в Пермской транспортной прокуратуре. Заместитель транспортного прокурора, младший советник юстиции: Е.В. Баяндин».
Дата. Подпись.
Морали в этой истории нет. Это вроде бы как моя и общая маленькая победа над дурацким режимом чинуш. Разбор полетов, конечно, еще не закончен, однако меня уверили в том, что через две недели всему персоналу вокзала Пермь-2 будет разъяснен закон о фотосъемках. Я же со своей стороны обязательно схожу и проверю то, как они усвоили материал.
Новости по теме:
РЖД предлагает фотографировать вокзалы
Фотографы обсудят тонкости «Фотоувеличения»
В Березниках фотограф получил 400 тыс. руб. за нарушение авторских прав
Для отправки комментария зарегистрируйтесь на нашем сайте
если зарегистрированы на нашем сайте:
Если вы считаете, что этот комментарий необходимо удалить с сайта, то сообщите нам об этом и укажите причину удаления: