Фото: Новости Перми Автор: Вера Андриас
В начале апреля в Перми ученик четвертого класса жестоко избил одноклассницу, пока его не остановила проходившая мимо женщина. Выяснилось, что в школе девочку травят другие дети, и ситуация никак не решалась. «Новости Перми» обратились к практикующим пермским психологам с вопросами о буллинге (травле) в школах.
Психолог Ольга Бажутина в беседе с журналистом «Новостей Перми» отметила, что травля - это неизбежная составляющего любой группы людей. Это эволюционная история: найти опасного, и/или обезоружить, не всегда это реально, но обнаружение опасности как будто приносит успокоение.
«На мой взгляд, проблема в основном в том, что распознать буллинг трудно, провести границу между реально травлей и просто ссорой. Часто значимые взрослые - учитель, родитель не понимают, что именно буллинг начался, и как вести себя в нем. Любопытно, что чаще травлю разжигают сами взрослые и учителя. Обычно выделяют три основные роли в буллинге - Зачинщик, Пострадавший и Наблюдатель. Страдают в этой ситуации ВСЕ, а больше всех, как ни странно, наблюдатели, они в ужасе - не могут принять ничью сторону, и эти сомнения не дают им возможности действовать...
Если буллинг уже случился. Что делать взрослым: говорить - классный час, разговор, анализ, общие встречи, индивидуальные беседы, запланированная работа против травли, тестирования, план действий. Что делать детям - обратиться к взрослым, другим учителям, старшим братьям, родителям, собрать группу неравнодушных. Травля боится, что о ней узнают!», - рассказала Ольга Бажутина.
О том, как проявятся последствия травли во взрослой жизни, Ольга отмечает, что однозначно сказать об этом нельзя. Все индивидуально: возможно для кого-то это будет уникальный опыт и человек наоборот закалится невероятно, а кто-то сломается. Учиться преодолевать такие травмы по единому рецепту нельзя:
«Кому-то подойдет завести злую собаку, надрессировать ее, и стать через это смелее, кто-то прыгает с парашютом и начинает верить в свою силу, а кто-то может всю жизнь затаиться и уйти в разные формы зависимости. Все индивидуально. В этом вся прелесть и интерес жизни - рецептов готовых нет. Травля и буллинг – это умышленное причинение вреда другому человеку, а значит, это отвратительно и очень-очень плохо».
Психолог Галина Антонюк также стала собеседником редакции о травле и буллинге.
- Понятие травли в школах существовало давно до того, как было введено определение буллинг. Как давно стали исследовать в психологии буллинг в школах? Почему одни школьники травят других?
- Еще Шекспир писал: «Вся жизнь игра и люди в ней актеры». Взаимодействуя друг с другом, люди играют определенные роли. Некоторые игры бывают конструктивными, взаимовыгодными, «здоровыми», обычно в таких взаимоотношениях выигрывают обе стороны. А некоторые люди разыгрывают деструктивные паттерны поведения и в итоге проигрывают все участники.
Буллинг - это издевательство одного человека или нескольких над другим, которое может проявляться в виде психологического или физического насилия. Думаю, он существовал во все времена и, к сожалению, продолжает разыгрываться в современном обществе. Чаще это проявляется в детском коллективе. Так как сами дети чаще подвержены насилию. У них еще слишком слабое эго, что бы противостоять этому. До сих пор некоторые родители используют физические наказания или унижения, отвержение своего ребенка, если тот не соответствует их ожиданиям. Соответственно, таким поведением демонстрируя модель поведения в близких отношениях. Либо у самих родителей деструктивные отношения, и ребенок невольно оказывается участником этих игр.
Что с этим должен делать ребенок? Чтобы освободиться от внутренних переживаний он начинает этот сценарий отыгрывать в жизни. Если дома он в роли жертвы, где подавляется его воля, то в компании детей он может быть агрессором, так как дома проявить свою агрессивную часть у него нет возможности, так же как и защитить себя. Он так же может быть в роли спасателя или жертвы. Стивен Карпман хорошо описал такую социальную модель взаимодействия, где обычно участвуют три «героя» - жертва, спасатель и преследователь.
Запускает эту игру обычно тот, кто находится в жертвенном состоянии, это всегда активизирует агрессора и спасателя. Каждая роль имеет свои выгоды. Позже все участники меняются ролями. Какие выгоды имеет каждая роль?
Преследователь или тиран - это причина страданий жертвы. Он всегда самоутверждается за счет жертвы, чувствует себя на высоте. Его «правда» всегда важнее, он не признает чужое мнение и обесценивает его. Жертва всегда жалуется и страдает, потому что рядом с ней всегда есть те, кто обижает и портит ее жизнь. Она не желает брать ответственность за свою жизнь, судьбу, через жалость получая любовь и внимание. Не осознавая своей роли, всегда будет создавать вокруг себя ситуации, где ее будут уничижать.
Спасатель помогает всем, даже тем, кто не просит о помощи. Так он ощущает чувство собственной значимости, также самоутверждаясь за счёт другого. Часто после того как помог даже не интересен этим людям и тогда уже он чувствует себя жертвой, которую использовали, либо агрессором.
- Какие виды буллинга наиболее часто встречаются в школах? Какой из этих видов наиболее опасен для ребенка?
Буллинг бывает вербальный, то есть словесный. С помощью жестоких оскорбительных слов, угроз, комментариев, подколов. Высмеивается внешний вид, национальность, физические изъяны. Физический буллинг осуществляется с помощью физического запугивания, угрозами физической расправы, ударами, толчками, пинками, подножками и так далее. То есть физически нарушаются личные границы. Кибербуллинг - современный вид буллинга, с помощью онлайн-пространства. Тут могут быть использованы оскорбления, угрозы, несправедливые обвинения, клевета с целью настроить окружающих против человека. Здесь так же могут осуждаться предпочтения человека, расовая принадлежность, внешность и так далее. Социальный буллинг – это бойкот, который могут объявить человеку, изолировать его. Намерено показывая, что с ним не хотят общаться. Яркий пример – фильм «Чучело» там очень ярко показаны все роли, о которых мы говорили ранее и виды буллинга, кроме кибербуллинга, так как тогда еще не существовало интернета.
Любой вид насилия опасен, так как это наносит травму. Нарушает целостность личности. Все перечисленные виды буллинга - это мощное негативное воздействие. В своей практике я не раз встречалась с рассказами клиентов, где они были заложниками подобных обстоятельств, и это действительно нанесло им вред. Даже будучи взрослыми, они испытывали страх проявиться, привлечь внимание к себе, выстроить отношения, так как было утрачено базовое доверие к людям. Можно очень долго перечислять нанесенный моральный ущерб. Хорошая новость заключается в том, что есть методы, позволяющие проработать этот травматический опыт.
- Какие дети чаще всего подвергаются травле - это могут быть дети со спокойным характером, или это дети педагогов (работающих в тех же школах, где учатся их дети)?
- Проведенными исследованиями выделили несколько типов детей, которые могут стать мишенью для обидчиков - это лидеры и лучшие в своих достижениях, отличники, тихони и интроверты, любимчики учителей, одиночки, дети с физическими недостатками, с ограниченными возможностями, с другой верой, с другой сексуальной ориентацией, дети другой расы.
- Почему дети боятся рассказать дома родителям о том, что их обижают в школе?
- Скорее всего, потому, что у них нет близких и доверительных отношений с родителями, либо они не хотят ранить родителей, так как никакой ребенок не хочет разрушить отца или мать. Если родитель реагирует на неудачи ребенка страданиями, истериками, вздохами, то ребенок чувствует вину за то, что так ранил свою мать или отца. Важно, чтобы родитель был сильным и крепким и помог ребенку решить проблему. Также ребенок может молчать в страхе, что ситуация еще больше ухудшится и насилия станет больше, либо под угрозой, что пострадают его близкие. Некоторые родители могут обрушить гнев на самого ребенка, обвинив его в неудачах, лишив окончательно веры, что поддержка откуда-то будет.
-На ваш взгляд – справляются ли современные школы с буллингом?
- В некоторых школах действительно за этим следят и быстро пресекают. Взрослые это могут заметить, когда они хорошо знают своих учеников, в контакте с ними и любая смена настроения, поведения сразу обращает на себя внимание. Но, к сожалению, это происходит не везде, и подобные ситуации выходят из-под контроля.
- Раньше родители учеников из-за травли могли только перевести ребенка в другую школу, и это казалось спасением ситуацией. Есть ли у родителей сейчас возможность исправлять ситуацию, занимаясь с ребенком у психолога?
- Перевод в другую школу может действительно решить вопрос. Но важно чтобы ребенок проработал эту травму, осознал, как он попал в эту ситуацию и как из нее выходить, чтобы вновь не создавать подобную историю в своей жизни. Так как не проработанная психологическая травма может привести к ретравматизации. Второй путь - это помочь ребенку выйти из этой ситуации, работа с психологом может помочь это сделать максимально экологично. Важно обсудить конфликтную ситуацию с ребенком, подумать вместе, как ее решить.
Возможно, школьник сам может прекратить ее, отстояв свои границы, уверенность ему передаст поддержка родителей или других взрослых. Если ситуация не прекращается, то в таком случае родители могут поговорить с учителем, родителями обидчиков, донести до обучающего заведения суть ситуации. Это будет уже официально подтвержденная информация и, в крайнем случае, могут быть привлечены правоохранительные органы. Важно, что бы ребенок не оставался один, пока эта небезопасная для него ситуация не прекратится.
- Часто дети боятся идти против авторитета учителя, а он может позволить себе публичные оскорбления и знает, что все сойдет с рук. Почему такие ситуации происходят со стороны учителя, ведь его задачей является обучение предмету, а не затравить ребенка?
Для отправки комментария зарегистрируйтесь на нашем сайте
если зарегистрированы на нашем сайте:
Если вы считаете, что этот комментарий необходимо удалить с сайта, то сообщите нам об этом и укажите причину удаления: